Если вы желаете установить, расположить у себя в автомобиле удобное и стильное дополнительное освещение, то эта статья для вас! Писал я данную инструкцию прежде всего для новичков, поэтому в ней расскажу всё - от разговора с продавцами на этапе закупки нужного оборудования, до установки и подключения.
1. Сперва определитесь, какие именно участки салона вы будете оснащать дополнительным светом. Внимательно исследуйте эти места - будь то сопла воздуховодов, бардачок или подкапотное пространство. Что касается подсветки задних ног (а именно на примере подсветки данной зоны строится моё описание), то я располагал ленту под сиденьями - там нашлась удобная пластмассовая планка, вот на неё лента и клеилась.
2. Думаем, как мы будем подключать светодиодную подсветку.
Здесь у нас с вами есть 3 варианта - активировать подсветку от кнопки, либо же при запуске зажигания, или чтобы свет был зависим от открывания чего-либо - багажника, двери (в этом случае нам понадобится концевик).
Я советовал бы делать подсветку от кнопки - так удобнее всего, вы сами регулируете, когда свету гореть, а когда нет.
3. Выбираем цвет ленты.
Ну это достаточно просто. Ориентируйтесь на ваш вкус, на ваше восприятие цвета и на сочетание оного с внутренним убранством автомобиля.
4. Покупка материалов.
Идём в магазин за:
— Пассатижами.
— Паяльником.
— Оловом и канифолью - ищите олово в виде твёрдого камня, а что касается канифоли, что в специальных магазинах можно найти жидкость, функционально её заменяющую.
— Канцелярским ножом.
— Клеммной колодкой. Клеммы нам нужны для того, чтобы закреплять провода. Можно, конечно, обойтись банальной скруткой проводов, это быстрее и проще, но далеко не факт, что надёжнее и безопаснее. Клеммы покупаем в зависимости от сечения провода - нам будет достаточно под 1мм квадратный или 1.5мм квадратный. Еще надо будет приобрести парочку клемм с круглыми контактами - в радиотехническом магазине найдёте подобное с лёгкостью.
— Выбираем специальные приспособления для соединения проводов с кнопкой - "контакты". Пока что будет достаточно купить 10шт тех и 10шт других - маленьких и побольше. Они нам понадобятся.
Что касается контактов, то они бывают с изоляцией или без. Первые надёжнее и безопаснее, выбирайте их. Но если в наличии нет, хватит и тех, что без изоляции.
— Ещё нужна кнопка. Любая. Но лучше присмотреться к той, что фиксируется в нажатом положении (подойдёт аварийная).
— Кабель - годится акустический с сечением 1мм квадратный. В кабеле должны располагаться 2 медных провода - чёрный и красный (вот, начинаем потихоньку себя ощущать "обезвреживателем" бомбы из американских блокбастеров) Берём кабеля метров 10.
— Обезжириватель. Любой.
— Клей (подойдёт старый-добрый "Момент", но лучше с влагозащитой).
— Индикатор - он нам нужен, чтобы уметь находить плюсы в жизни, а конкретно - в нашей электроцепи.
— Мультиметр. Выбирайте тот, который снабжён звуковым сигналом. Мультиметр пригодится для прозвонки проводов и контактов кнопки.
— Термоусадка и изолента. Термоусадка - это специальная "трубка", которая защищает провода и контакты от соприкосновения с другими проводами. Берите одну штуку, по цене точно не разоритесь.
— Ну и выбираем саму светодиодную ленту. Вы её без труда найдёте в нашем магазине, 12 В это для автотюнинга. Выбирайте влагозащищенную. Цвет и метраж подбираете сами, единственное, советую брать ленту в оболочке - она будет видна как на глаз, так и на ощупь. Ну или у продавца спросите.
Далее приступаем непосредственно к самому монтажу.
5. Нарезаем светодиодную ленту.
Замеряем, сколько ленты нужно, отрезаем необходимые фрагменты - режем строго по оранжево-жёлтым "кругляшкам".
6. Подготовка к подключению
Запасаемся паяльником, включаем его, рядом кладём канифоль, олово.
От кабеля отрезаем 30-40см. Для одного фрагмента ленты один кабель, т.е. 2 провода — чёрный и красный - один длиной 30-40см и другой - 30-40см.
Канцелярским ножом аккуратно зачищаем конец провода - в см 10. Потом разогретый паяльник окунаем в канифоль, потом слегка в олово. Затем паяльником проводим по зачищенному концу провода - он должен приобрести коричневатый оттенок.
Поздравляю - вы только что самостоятельно залудили провод. Далее смотрим на желтоватые пупырышки на ленте — это её контакты. Там, где плюс - там плюс, и соответственно с минусом то же самое. Чёрный провод - минус, красный - плюс. Соединяем минус с минусом, плюс с плюсом.
Далее при помощи паяльника, конец которого опять же щедро приправлен канифолью и слегка - оловом, соединяем наш облуженный провод с контактами ленты.
Контакт после соединения должен быть прочным. Настолько, чтобы за него можно было слегка потянуть (именно слегка!) без риска оторвать.
Итак. У нас есть два провода, два куска ленты. Один конец провода припаян к ленте, другой пока остаётся свободным. На свободные концы цепляем приобретённые клеменные колодки. Это всё при помощи отвёртки - раскрутили, просунули, закрутили обратно. Должна получиться лента с припаянными к ней проводами, на концах которых клемма.
7. Приступаем к монтажу светодиодную подсветку.
Сразу одна оговорочка - провода у нас будут идти под полом в блок предохранителей (он располагается рядом с левой ногой водителя)
Обезжиривающей жидкостью ответственно протираем место крепления ленты - чтобы лучше установились контакты.
Минут 5 ждём, когда это всё подсохнет, затем с ленты снимаем бумажку, под ней располагается клейкая лента. Если не доверяете ей, то можете ещё слегка клея сверху капнуть. Потом обратите внимание, чтобы провода от ленты смотрели в сторону подлокотника. Подобным же образом приклеиваем вторую ленту. Потом обращаем внимание на наш провод, которого у нас ещё предостаточно, и соединяем с лентой - красный м красным, черный с черным. Далее провод тянем к подлокотнику.
Здесь располагаются наши 4 провода - пара от одной ленты, и пара от другой. Укорачиваем их, чтобы осталось немного, и соединяем в 2 клеммы. То есть пару красных соединяем и вводим в клемму, аналогично поступаем с чёрными. По итогу имеем пару красных проводов, соединённых в клемме, и пару чёрных, которых постигла та же участь. К этой паре клемм подключаем наш провод, которого у нас ещё много. От подлокотника через пол протягиваем провод к кнопке - так, чтобы кончики пока были видны.
Если кому-то не очень понятно, что получилось у нас в итоге, поясняю - есть пара проводов, чёрный и красный, и они в свою очередь соединены с проводами от ленты. Главное не перепутать и соединить плюс с плюсом, а минус с минусом.
Далее запасаемся кнопкой и мультиметром. У кнопки аварийной сигнализации 4 контакта, какие именно сейчас понадобятся - придётся выяснять самостоятельно вам. Активируем на мультиметре прозвонку! На круглом переключателе внизу, около цифры "200" располагается нужный нам значек диода - врубаем его и проверяем, всё ли у нас подключилось правильно. Если правильно, то он запищит, а на тех приборах, которые не оснащены звуком, будет видна циферка 0,01. Проверяем, какие контакты у нас зажимаются при нажатии кнопки - те, которые будут отзываться звуком, и есть наши искомые контакты. Заметьте их как-нибудь. Один из них будет зваться входом, другой - выходом.
Затем берем провода, которые у нас подведены к кнопке и подключаем КРАСНЫЙ ПРОВОД! Зачищаем сперва и надеваем на него контакт тот, что толще, обжимаем его пассатижами и подключаем этот контактик на входной контакт кнопки.
Чёрный, тот, что остался "не у дел", ведём к предохранителю.
Далее провод, коего у нас ещё куча, берём и отрезаем от него метра полтора. Зачищаем кончик и подключаем к выходу кнопки. Итак, кнопку можно смело считать подключенной.
Чёрный же провод, который у нас пока свободен, тащим к блоку предохранителей и подключаем его к земле (земляной винт ищем за рычагом открывания капота. Также, надеваем закруглённый наконечник и тянем к земле). Всё, заземление (минус) подключили.
Потом наш положительный провод, который отходит от кнопки (а на кнопку он попал с наших светодиодных лент) тащим к предохранителям. Откручиваем блок и видим колодки, куда мы всё это будем подсоединять. Куда именно?
Схема 1
Здесь я изобразил, что мы подключаем провод на Ш2 (12). Ш2 — это номер колодки, а 12 — это контакт №12 колодки Ш2. Почему Ш2(12) ? От этого контакта питаются противотуманки, расположенные сзади. А у меня они отсутствуют, поэтому как раз решил запитаться из этого источника.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ!
При помощи индикатора проверяем присутствие питания на Ш2 (12). Каким образом? на индикаторе есть колокольчик, мы его прикрепляем на землю - т.е. на корпус. Любая очищенная металлическая поверхность. Сам же индикатор подсоединяем к следующему контакту - (12-й контакт колодки Ш2) Загорается свет - значит питание в наличии. Но если зажигание выключено, то ничего гореть не должно. Поэтому если в момент теста питания зажигание не активно, а лампочка почему-то горит - это проблема. Захватываем другой контакт. Здесь важно смотреть, чтобы провод располагался на предохранителе и питание шло к кнопке только при работающем зажигании, иначе не классно. Словом, подыскиваем именно такой контакт, чтобы энергия на провод шла только при активном зажигании. После находим данный контакт на схеме и смотрим - если он на предохранителе, то вэлкам - питайтесь от него.
Поясню - если мы скрепляем провод с Ш2(12), то подсветка будет сцеплена с предохранителем F20 = 7.5А. Для светодиодной ленты этого более чем хватит.
Выбранное сечение гарантирует, что перегорания можно будет не опасаться.
Ну вот мы и выбрали нужный контакт - отлично. А как теперь подключить провод? Тут 2 пути - освобождаете провод, который уже сидел в разъеме 12, и просто подводите к нему наш + от кнопки. Или же отгрызаете его, соединяете с + кнопочным и всю эту систему подводите на небольшой контактик и вставляете снова в разъем.
Что имеем по итогу? Мы выбрали необходимый контакт, где питание в кнопку идёт только при активном зажигании. Кнопка нажата, она фиксируется в таком положении и вуа-ля - лента горит красивыми огнями! Я вам поздравляю, вы справились!